Суббота, 20 апреля 2024 / рус тат / обычная версия
Мы в социальных сетях

2.3.3 Возможные инструменты развития городской агломерации

2.3.3.1 Пространственная структура и отраслевая специализация Камской экономической зоны

При рассмотрении возможных инструментов развития городской агломерации учитывались два основных документа:

1. Проект Стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 г.

2. Программа развития Камского инновационного территориально-технологи-ческого кластера до 2020 г.

В обоих этих документах представлено стратегическое видение возможных путей развития г. Набережные Челны в качестве крупнейшего города Камской агломерации и центра Камского инновационного территориально-производственного кластера.

Камская агломерация – полицентрическая агломерация, формируемая четырьмя урбанизированными ядрами: городами Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и Менделеевск. В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Елабужского, Менделеевского, Тукаевского, Нижнекамского муниципальных районов, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой. Общая численность населения на 01.01.2015 г. составляет 944,3 тыс. чел. Плотность населения – 165 чел./га.

Рисунок 2.127 – Пространственное развитие Камской экономической зоны[1]

Пространственная структура Камской экономической зоны (КамЭЗ) состоит из Камской агломерации и пояса формирующего влияния Камской агломерации. На территории Камской экономической зоны выделяется три зоны активного развития (см. рис. 2.127):

1. Зона активного развития Камской городской агломерации, включающая Елабужский, Менделеевский, Тукаевский и Нижнекамский районы, и городской округ Набережные Челны. В перспективе участниками агломерационных процессов станут города Мензелинск, Мамадыш и Заинский муниципальный район.

2. Зона активного развития прибрежных территорий в рамках эко-зоны «Волжско-Камский поток» охватывает территории Актанышского, Мензелинского, Агрызского, Елабужского, Менделеевского, Тукаевского и Нижнекамского районов и городского округа Набережные Челны.

3. К территориям трансграничного сотрудничества отнесен Агрызский муниципальный район, активно взаимодействующий с соседними районами Удмуртии.

Отраслевая специализация Камской экономической зоны: нефтехимическая и химическая промышленность, автомобилестроение, электротехническая промышленность, агропромышленный комплекс.

Перспективное видение Камской экономической зоны – как лидера промышленно-технологического развития полюса роста «Волга-Кама», территория «новой индустриализации» и развития высоких технологий.

На базе развивающихся в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера машиностроения и нефтехимической промышленности будут созданы новые индустриальные проекты. Пространственное развитие Камской экономической зоны ориентировано на переход к пятому технологическому укладу с повышением плотности многоэтажной застройки, коренным улучшением экологических характеристик среды жизнедеятельности без расширения застроенных территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Камской экономической зоны представлены в Стратегии «Татарстан‑2030» в виде направлений кластеризации. Ключевыми участниками кластеров являются:

- в сфере автомобилестроения: Группа «КАМАЗ»; Ford Sollers (ООО «Форд Соллерс Елабуга», ООО «Форд Соллерс Холдинг»); ОАО «ПО ЕлАЗ»; предприятия – производители автокомпонентов;

- в металлургической промышленности: ООО «Интерметтрейд», ООО «Казанское производственное объединение» (сбор и переработка металлолома); ОАО Альметьевский трубный завод» (трубы стальные); ОАО «Камский литейный завод – КАМАЗ-Металлургия» (чугунное и стальное литье запчастей для автомобилей); ЗАО «Набережночелнинский трубный завод «ТЭМПО» (трубы стальные); ОАО «Нефтеавтоматика», г. Бугульма; ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (чугунное и стальное литье, титановое литье, литье из цветных металлов, металлоконструкции строительного назначения);

– в производстве готовых металлических изделий: ООО «Казанские стальные профили» (тонколистовая оцинкованная сталь и оцинкованная сталь с покрытием); ООО «Завод металлической кровли» (кровельные и стеновые материалы из металлопроката с покрытием); ОАО «Кукморский завод металлопосуды» (литая алюминиевая посуда, посуда с антипригарным покрытием, товары для туризма и отдыха, хлебные формы);

– в деревообрабатывающей промышленности и производстве мебели: ОАО «Зеленодольский фанерный завод», ООО «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» (фанера); ООО «Кастамону интегрейтед вуд индастри» (древесные плиты); ООО «Синтекс-2», мебельная фабрика «Агат», ООО «Идея Комфорта»; ЗАОр «НП «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова» (картон и бумага); ОАО «Агротехмашстройсервис» (санитарно-гигиеническая бумажная продукция).

В Стратегии «Татарстан‑2030» предприятия города Набережные Челны выделены в качестве участников мясного и молочного субкластера. Мясной субкластер: ООО «Челны-Бройлер» (производство мяса птицы); ОАО «ХК «Ак Барс», ООО «УК «Красный Восток Агро» (производство мяса КРС); ООО «Камский бекон» (производство свинины). Молочный субкластер: перерабатывающие предприятия ООО «УК «Просто Молоко» (девять молокоперерабатывающих заводов: Казанский молочный завод, Бугульминский молочный комбинат, Мамадышский маслодельно-сыродельный комбинат, Набережночелнинский молочный комбинат и др.), ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М» (группа компаний «Danone-Юнимилк»), ОАО «Зеленодольский молочный комбинат».

Транспортно-логистический кластер «Евразийский хаб» с ключевыми участниками: ОАО «АК БАРС АЭРО», ОАО «Международный аэропорт «Казань», ОАО «Аэропорт «Бегишево», ОАО «Казанское авиапредприятие», ООО «Аэропорт «Бугульма», Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ОАО «Туполев», Казанский район водных путей и судоходства, ОАО «Судоходная компания «Татфлот», НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»; филиалы ОАО «РЖД»: Горьковская железная дорога, Куйбышевская железная дорога; представительство «Ассоциация международных автомобильных перевозчиков» в Казани; логистические комплексы «Q Park Казань», «Биек Тау», «Константиновский»

Кластер «Строительство и новые строительные материалы» с ключевыми участниками: ОАО «Камгэсэнергострой», ООО «УК «Главнефтегазстройсервис», ООО «ПСО «КАЗАНЬ», ОАО «Казметрострой», ООО «Ортэкс», ЗАО «Трест «Камдорстрой», ОАО «Татавтодор», ООО «Контакт-С», ОАО «Казаньцентрстрой», ООО «АК БАРС Строй», ООО «Нефтегазинжиниринг», ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов», ООО «Казанский комбинат строительных материалов», ООО «Комбинат строительных материалов», филиал ЗАО «Фон» – «Ключищинская керамика», Кощаковский кирпичный завод, ООО «Бугульма-стройкерамика», ОАО «Завод «ЖБИ-3», ЗАО «Кулонстрой», ООО «Домостроительный комбинат», ОАО «КамгэсЗЯБ», ЗАО «Кварт», ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник», ООО «Фоника Гипс» (ТМ «Аксолит»).

Также предприятия г. Набережные Челны задействованы в работе различных кластеров, предусмотренных Стратегией «Татарстан‑2030»:

1)  Инновационный кластер «Smart-материалы».

2)  Инновационный кластер «Smart-машины».

3)  Инновационный кластер «Smart-оборудование». 

4)  Инновационный кластер «Smart-IT».

5)  Инновационный кластер «Smart-образование».

6)  Инновационный кластер «Smart-медицина».

7)  Инновационный кластер «Smart-инфраструктура».

8)  Инновационный кластер «АПК – чистое питание».

9)  Инновационный кластер «Устойчивая энергетика».

Основные проблемы формирующейся Набережночелнинско-Нижнекамской агломерации:

– моноспециализация городов;

– неустойчивый транспортный каркас агломерации: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах реки Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры от развития производств;

– неблагополучная экологическая обстановка в результате деятельности крупных производств КАМАЗ, нефтеперерабатывающих и химических производств Нижнекамска и Менделеевска;

– нехватка свободных земельных ресурсов в границах городов-ядер агломерации, пространственная экспансия на земли сельскохозяйственного назначения;

– однообразие и рыхлость городской среды, деформированные городские пространства.

Направления преобразований:

– трансформация и диверсификация специализации городов-ядер агломерации, развитие синергетического эффекта от сотрудничества;

– усиление идентичности городов-ядер агломерации;

– формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включая развитие скоростных связей и строительство стратегических мостов в районе п. Соколки и г. Елабуга;

– интенсивное развитие городов агломерации в границах существующих урбанизированных территорий, максимальная сохранность природных ландшафтов и земель сельскохозяйственного назначения;

– девелопмент территорий в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, нацеленный на формирование плотной и связной городской среды.

Модель агломерации формируется относительно природной оси – реки Камы, являющейся основой пространственного каркаса. Устойчивость каркаса обеспечивают транспортные коридоры с мостовыми переходами через реку Кама. Интеграция транспортных систем, синергия городов-ядер, каждый из которых обладает собственным образом и хозяйственной спецификой, усиливают пространственные позиции агломерации. Взаимоотношения «город–вода» – основная составляющая привлекательности и связности пространства Камской агломерации.

В качестве возможных инструментов развития Камской агломерации предлагаются следующие:

1.    Инструменты государственного/муниципально-частного партнерства.

2.    Социальное предпринимательство.

3.    Информационные технологии муниципального управления.

4.    Программа импортозамещения в сфере производства, сельского хозяйства, потребительских товаров и услуг.

5.    Формирование элементов рынка интеллектуальной собственности на муниципальном уровне.

6.    Формирование научно-технической и образовательной политики города.

2.3.3.2 Инструменты государственного/муниципально-частного партнерства

2.3.3.2.1 Муниципально-частное партнёрство как инструмент достижения стратегических целей социально-экономического развития города Набережные Челны: основные понятия и статистика

В зарубежной практике распространённой институциональной формой взаимодействия государства и бизнеса является государственно-частное партнерство (ГЧП), в основе которого лежит кооперация и разделение рисков между государством и бизнесом.

Термин «государственно-частное партнёрство» пришёл в Россию в середине 2000-х годов и является дословным переводом английского термина «public-private partnership» (PPP). PPP широко употребляется во всем мире для обозначения широкого спектра бизнес-моделей сотрудничества государственной власти и частного бизнеса.

В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. При этом привлекаемые из частного сектора ресурсы могут быть разными – как капитал, так и ноу-хау, и опыт менеджеров.

В многочисленных публикациях понятие «государственно-частное партнёрство» по-разному трактуется учёными и политиками. Спектр мнений варьируется от широкого определения, включающего в себя любое взаимодействие бизнеса и государства, до узкого, в котором речь идет лишь о тех проектах, где взаимодействие имеет долгосрочный характер и основано на софинансировании.

Примером широкого понимания термина является следующее определение: ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса, заключающийся во взаимодействии финансовых, правовых, социальных и политических факторов, направленных на эффективное объединение государственных и частных ресурсов и их различных источников в единый комплекс с целью решения стратегических задач социально-экономического развития страны, а также позволяющего сформулировать необходимые условия для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики, такие как: оценка мотивации к стимулированию инновационной деятельности в частном секторе путем повышения экологических, энергосберегающих стандартов, побуждающих частный бизнес обновлять выпускаемую продукцию; развитие методического и нормативного обеспечения государственно-частного партнерства с исследованием механизма его реализации; законодательное закрепление его участников, форм и моделей в отечественной практике.

В федеральном законе РФ от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, МЧП в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство трактуются как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Государственно-частное партнерство учёными рассматривается в двух аспектах – в широком и узком, а именно:

1. В узком смысле государственно-частное партнерство представляет собой механизм долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия власти и предпринимательских структур, заключающийся в инвестировании частных финансовых ресурсов в объекты государственной собственности и последующем совместном управлении ими.

2. В широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой институт долгосрочной устойчивой легальной кооперации финансово-инвестиционных, организационно-управленческих и интеллектуальных ресурсов органов государственной власти и частного предпринимательства для совместного решения социально значимых задач.

Рассмотрение ГЧП как особого механизма и как социально-экономического института позволяет снять определенные противоречия в трактовке данной категории. В частности, в современной России механизмы ГЧП периодически реализуются, однако о полноценном институте государственно-частного партнерства говорить пока не приходится: ключевые признаки ГЧП как института (наличие специального, непротиворечивого законодательства и правоприменительной практики, развитая инфраструктура, существенное влияние ГЧП на социально-экономическое развитие государства в целом) в настоящее время не сформированы. Между тем, именно институционализация ГЧП позволит придать данному механизму массовый характер.

Основными признаками государственно-частного партнерства являются:

1.         среднесрочные или долгосрочные взаимоотношения;

2.         в процессе реализации проектов обязательно объединяются усилия сторон как частного, так и государственного сектора;

3.         взаимодействие сторон оформлены соответствующими договорами (имеет юридическую основу);

4.         взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обоих сторон;

5.         применяется при реализации проектов, имеющих существенную общественно-государственную значимость;

6.         определение критериев достижения результативности по объекту ГЧП государственным сектором;

7.         финансовые риски, затраты, достигнутые результаты распределяются между сторонами в пропорциях по взаимным договоренностям, оформленным юридически.

Для привлечения частного бизнеса на первом этапе и эффективного взаимодействия сторон на последующих этапах реализации государственно-частных проектов необходимо соблюдение ряда основополагающих принципов таких как: равноправие (недискриминация), равенство и свобода, стабильность контракта (возможность его изменения и адаптации), непрерывность оказания услуг, конкурсность, прозрачность и обратная связь, гарантии, возмездность.

Несмотря на общность принципов и признаков ГЧП, в настоящее время отсутствует общепринятая классификация форм ГЧП, а также их стандартная схема применения. Классификацию видов государственно-частного партнёрства можно представить по отраслевому признаку, по уровню государственной власти – субъекта ГЧП, объёму передаваемых частному партнёру правомочий и др. (табл. 2.81).

Суть ГЧП заключается в том, что с одной стороны государство естественным образом заинтересовано в укреплении своего бюджета и росте налоговых поступлений, с другой стороны – бизнес более чем заинтересован в развитии производственной и социальной инфраструктуры, создании благоприятных условий для своего роста, увеличения прибыльности и получения стабильности в своем развитии. С учетом этого ГЧП можно рассматривать как особую форму договоренности государства и бизнеса о «правилах игры» по принципу «бизнес выигрывает, если выигрывает государство».

Таблица 2.81 – Классификация видов государственно-частного партнерства

Классификационный признак Виды публично-частного партнерства
Отрасль экономики или социальной сферы - ГЧП в сфере образования; - ГЧП в сфере здравоохранения; - ГЧП в сфере транспорта; - ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.п.; - ГЧП межотраслевого характера.
Множественность субъектов частного бизнеса - ГЧП, в котором присутствует единственный субъект со стороны частного бизнеса; - ГЧП, в котором участвует несколько субъектов частного бизнеса на равноправной (паритетной) основе; - ГЧП, в котором присутствуют основные (инвесторы) и дополнительные субъекты частного бизнеса.
Уровень государственной (муниципальной) власти – субъекта ГЧП (ПЧП) - ГЧП федерального значения; - ГЧП регионального значения; - ГЧП муниципального значения; - смешанное ГЧП (межгосударственное, межрегиональное, многоуровневое и т.п.).
Роль государства в осуществлении ГЧП - ГЧП, в котором государственная власть играет пассивную роль; - ГЧП, в котором осуществляется паритетное управление объектом партнерства со стороны государства и частного бизнеса; - ГЧП, в котором государственная власть играет ключевую роль, а частный бизнес – дополнительную.
Организация взаимоотношений власти и бизнеса в рамках ГЧП - оперирование; - кооперация; - концессия; - лизинг при участии органов государственной власти или местного самоуправления.
Вещное право, на основе которого реализуется ГЧП - ГЧП, основанное на праве собственности; - ГЧП, основанное на арендном праве; - ГЧП, основанное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; - ГЧП, основанное на иных вещных правах; - ГЧП,