Четверг, 18 апреля 2024 / рус тат / обычная версия
Мы в социальных сетях

2.2 Инвестиционная привлекательность и качество предпринимательского климата в муниципальном образовании город Набережные Челны

2.2.1 Система привлечения инвестиций в муниципальном образовании город Набережные Челны (результаты, приоритеты, инструменты и каналы привлечения)

2.2.1.1 Обзор текущей ситуации (диагностика проблем)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 №1398-р утвержден перечень моногородов Российской Федерации, в котором г. Набережные Челны признан таковым и отнесён в первую категорию моногородов со сложной социально-экономической ситуацией.

Основным градообразующим предприятием г. Набережные Челны, которое вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие не только города, но и всей РТ является ПАО «КАМАЗ». Во второй половине 2014 г. в связи с изменением макроэкономической ситуации наметилась тенденция к росту числа нерабочих дней, а соответственно, к снижению уровня средней заработной платы на предприятиях ОАО «КАМАЗ». Среднегодовые темпы прироста снизились до 6 процентов. С 24 ноября 2014 г. в компании введен режим неполной рабочей недели. В течение 2015 г. планируется высвобождение работников в количестве 3,9 тыс. чел., что составляет 10,0 процентов от фактической среднесписочной численности работников на 01.01.2015 г. За 2014 г. общее падение рынка грузовых автомобилей в РФ составило 20,5% и ситуация в данной отрасли продолжает оставаться неблагоприятной.

В генеральном рейтинге привлекательности российских городов за 2013 г., разработанном и опубликованном в конце 2014 г. Российским союзом инженеров (РСИ), г. Набережные Челны занял 66 место с индексом привлекательности 29,81%. Город потерял семь позиций по сравнению с 2012 г., когда он занимал 59-ю строчку с индексом привлекательности 29,91%. Также в список попали г. Нижнекамск – 37 место, г. Альметьевск – 26 место. Казань оказалась в числе лидеров – столица республики заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты рейтинга определялись по 71 показателю, которые были сгруппированы в 13 индексов. В том числе оценивались демографические характеристики, состояние социальной и транспортной инфраструктуры, доступность жилья, благосостояние населения и инновационная активность.

Существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на инвестиционную привлекательность МО г. Набережные Челны:

- спад объемов производства на КАМАЗе, приводящий к усилению социальной напряженности, а также сокращению рабочих мест во множестве смежных с автомобильной промышленностью отраслях;

- низкий уровень диверсификации экономики, значительный физический и моральный износ основных производственных фондов;

- дефицит квалифицированных и высокопрофессиональных специалистов (технических), имеющих опыт работы, вызванный существенным оттоком кадров в Казань и другие города;

- влияние административных барьеров по процедурам, связанным с организацией бизнеса (в частности, процедуры получения земельного участка для строительства по снижению сроков проведения государственной экспертизы, выдачи разрешительных документов, технических условий и др.);

- отсутствие специализированного органа при Исполнительном комитете г. Набережные Челны, отвечающего за рассмотрение и анализ инвестиционных проектов на предмет целесообразности их реализации и необходимости (возможности) их поддержки органами местного самоуправления, а также возможности их рекомендации для представления в Инвестиционный совет РТ.

2.2.1.2 Ключевые конкурентные преимущества МО г. Набережные Челны для инвесторов и предпринимателей

Город Набережные Челны в целом является привлекательным в инвестиционном плане среди городов РТ. Благоприятное географическое положение, близость к центрам автомобильного производства в Поволжском регионе и центральной России, интеграция легковой и грузовой индустрии, а также наличие научно-технической базы, развитой сырьевой базы ‑ Нижнекамского нефтехимического кластера, обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества промышленному комплексу муниципального образования. В г. Набережные Челны в рамках создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности осуществляются следующие мероприятия.

Постановлением Исполнительного комитета № 6449 от 28.10.2013 была утверждена Программа «Поддержка и развитие предпринимательства муниципального образования г. Набережные Челны на 2013‑2016 гг.», предусматривающая мероприятия по созданию муниципальных производственных, инвестиционных площадок, по разъяснению и информационной открытости органов местного самоуправления, по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном заказе. В Программе уделено внимание необходимости функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая является залогом успешной реализации мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов.

С целью аккумулирования перечня инвестиционных проектов города и списка потенциальных инвесторов, в 2012 г. создано «Агентство по привлечению инвестиций». Данное Агентство взаимодействует с Исполнительным комитетом города, Агентством инвестиционного развития РТ и бизнес-сообществом города. Деятельность Агентства направлена на привлечение инвестиций во все отрасли городского хозяйства.

Агентством разработан каталог инвестиционных проектов г. Набережные Челны, куда вошли 67 инвестиционных проектов. Все заявленные проекты имеют бизнес-планы. Также создан сайт инвестиционной привлекательности города chelny-invest.ru.

На сегодняшний день Исполнительный комитет города совместно с Агентством по привлечению инвестиций г. Набережные Челны ежемесячно принимает иностранные или российские делегации, которые проявляют интерес в размещении производств и открытия различных видов бизнеса. Начал работу отдел внешних связей при Агентстве по организации деловых миссий в регионы России и за рубеж с целью обмена опытом и налаживания экономических связей между предпринимателями и привлечения партнеров для реализации инвестиционных проектов. Агентство принимает участие в крупных всероссийских и международных экономических и инвестиционных форумах. За время работы при содействии Агентства по привлечению инвестиций в город привлечено 478 млн. руб.

В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства ведутся работы по подготовке инвестиционных проектов, осуществляется подбор земельных участков, проводится информационная и консультационная поддержка. В 2014 г. в городе прошло более 500 различных бизнес-мероприятий. При помощи Агентства по привлечению инвестиций челнинские предприниматели приняли участие в 15-ти международных и федеральных форумах и выставках, организованы бизнес‑миссии в регионы России и за рубеж.

Значимую роль в демонстрации экономической привлекательности г. Набережные Челны играет Выставочный центр «ЭКСПО-КАМА», представляющий часть инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства. Данный центр – один из крупнейших организаторов международных и всероссийских выставок в РТ. За годы работы в выставках приняли участие более 10 000 предприятий России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Выставки посещают более 95 000 чел. в год.

Благоприятным фактором, способствующим привлечению инвестиций на территорию г. Набережные Челны, является наличие промышленных площадок и индустриальных парков с развитой инфраструктурой, которые служат мощным катализатором развития малого и среднего бизнеса в городе. Для промышленных парков на территории г. Набережные Челны действуют льготы по земельному налогу (Решение Городского Совета от 15.04.2015 г. № 39/10 «О внесении изменений в Решение Городского Совета от 19.11.208 №35/6 «О земельном налоге»). Создание промышленных площадок призвано активизировать инвестиционную привлекательность города и привлечь инновационные производства. Подобные площадки с понятными условиями входа и выгодными ставками арендной платы являются крайне востребованными со стороны широкого круга инвесторов, в том числе и внутренних.

На территории г. Набережные Челны созданы и функционируют три парка, которые прошли аккредитацию: 1) «Камский индустриальный парк «Мастер»; 2) Промышленный парк «Развитие»; 3) Индустриальный парк «Челны».  

 Выделенные по Федеральной программе поддержки промышленных парков 200 млн. руб. для ООО КИП «Мастер» позволили провести реконструкцию 5-й очереди автоматно-токарного корпуса под офисы и производственные помещения площадью 127 тыс. м2, что дало возможность дополнительно предоставить площади 24 резидентам. По итогам 2014 г. количество трудоустроенных на предприятиях, арендующих площади на территории парка, составило 5056 чел., а совокупный объем выручки арендаторов ‑ 28,3 млрд. руб. 

Еще один создаваемый парк для субъектов малого и среднего предпринимательства – парк ООО «КОРИБ» (общей площадью 2 га, площадь производственных помещений 3,5 тыс. м2). Ведется работа по созданию производственно-логистического центра «База оборудования» (разработан бизнес-план). Осуществляет деятельность It-парк, где создано 1400 рабочих мест. Для начинающих предпринимателей работает ГБУ «Бизнес-инкубатор», где размещен 31 резидент. Управление экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета рассматривает все предложения от частных инвесторов по вопросам создания частных промышленных площадок.

При поддержке федерального центра и руководства республики реализован инфраструктурный проект «Технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк». Серьезным стимулом станет запуск городского маршрута до ИТ-парка и строительство арендного жилья для резидентов (на сегодняшний день, в ИТ-парке размещены 92 резидента, привлечено более 100 млн. руб. инвестиций, создано более 1000 рабочих мест.).

В 2013 г. к активно работающему государственному бизнес-инкубатору (на сегодняшний день работает 31 резидент и создано более 200 рабочих мест) добавился вновь созданный частный бизнес-инкубатор «Идея» (площадь 600 м2). Общий объем частных инвестиций составит 20 млн. руб. Задача – в текущем году завершить ремонтные работы в инкубаторе и увеличить количество резидентов до 24.

В таблице 2.5 представлены результаты внедрения инвестиционных проектов в МО г. Набережные Челны по состоянию на 1 января 2015 г.

 


 

Таблица 2.5 ‑ Результаты реализации мероприятий КИП за 2014 г.

Основные мероприятия КИП Общая сметная стоимость проекта, млн. руб. Господдержка, млн. руб. Собственные средства инвестора, млн. руб. Заемные средства инвестора, млн. руб. Срок завершения реализации мероприятий КИП, месяц/год
Заявлено в КИП Факт Заявлено в КИП Факт Заявлено в КИП Факт По плану По факту
1. Производство синтетического сапфира для оптоэлектроники (ООО «КамаКристаллТехнолоджи») 3200,0 6351,4 295,3 500,0 886,0 (из 1394,2) 2500,0 1243,0 (из 4957,2) 2010-2012 3 кв. 2013 (первый этап)
2. Птицеводческий комплекс на базе инновационных ресурсосберегающих технологий (ЗАО «АГРОСИЛАГРУПП») 8 250,4 8250,4 1155,5 2970,0 1409,8 (из 1716,7) 4124,8 2339,0 (из 5378,2) 2010-2012 2012-2015
3. Предприятие по забою скота и переработке мяса (ООО «Камский Бекон») 1 328,6 2467,8 267,2 530,0 1284,6 531,4 916,0 2010 2 кв. 2013 г.
4. Реконструкция птицефабрики («ООО «Челны-Бройлер») 2837,8 (ранее освоенные 680,9) 3443,9 244,3 550,6 1031,1 1362,0 2168,5 2010-2011 Июнь 2012 г.
Итого 15616,8 20808,8 1962,3 4550,6 4397,7 8518,2 6466,9    

 

На рис. 2.52 представлена информация о количестве постоянных рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов, предусмотренных КИП по состоянию на 01.01.2015 г.

Рисунок 2.52 ‑ Количество постоянных рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов, предусмотренных КИП по состоянию на 01.01.2015 г.

Общая сумма налоговых поступлений в бюджет города от реализации указанных инвестиционных проектов выросла на конец 2014 г. на 41,4% по сравнению с 2013 г. Информация по налоговым поступлениям в бюджет г. Набережные Челны за 2014 г. представлена в табл. 2.6.

Таблица 2.6 ‑ Налоговые поступления от реализации проектов в бюджет г. Набережные Челны за 2013‑2014 гг., тыс. руб.

Наименование 2013 г. 2014 г.
НДФЛ Земельный налог Арендные платежи за землю НДФЛ Земельный налог Арендные платежи за землю
100% 31,3% 100% 21,3%
ООО «КамаКристалл Технолоджи» 2598,3 813,3 1120,8   3440,0 732,7 758,4  
ООО «Челны Бройлер» 0,0 0,0 0,0   0,0 0,0 0,0  
ЗАО «Агросила Групп» 0,0 0,0 0,0 1512,1 0,0 0,0 0,0 1378,0
ООО «Камский Бекон» 0,0 0,0 0,1 1594,0 13241,8 2820,5 0,0 1461,1
Итого 2598,3 813,3 1120,8 3106,1 16681,8 3553,2 758,4 2839,2

 

Результаты участия муниципального образования г. Набережные Челны в федеральных и республиканских программах за период 2013‑2014 гг. представлены в табл. 2.7 и 2.8.

 

Таблица 2.7 – Результаты участия муниципального образования г. Набережные Челны в федеральных программах за 2013‑2014 гг.

№ пп Наименование программы Сумма привлеченных средств из федерального и республиканского бюджетов, тыс. руб.
2013 г. 2014 г. Темп роста, % 2015 г. план Темп роста, %
1 Развитие образования 303060,2 823013,0 в 2 раза 910533,8 110,6
2 Развитие здравоохранения 624200,0 0,0 - 0,0 -
3 Экономическое развитие и инновационная экономика 306900,0 410201,4 164,1 130937,0 31,9
4 Содействие занятости населения 38612,6 42598,2 110,3 31410,3 73,7
5 Фонд содействия реформированию ЖКХ 1231577,8 1231577,8 100,0 1120168,0 90,9
6 Доступная среда 1264,9 53006,4 в 42 раза 0,0  
7 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ 116203,7 37099,0 31,9 62555,4 168,0
8 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 0,0 183000,0 - 0,0 -
9 Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. 0,0 15728,7 - 18700,0 119,0
10 Воспроизводство и использование природных ресурсов 150000,0 96756,3 64,5 0,0 -
11 Энергоэффективность и развитие энергетики 51804,0 51200,0 98,8 44000,0 85,9
  Итого 2823623,2 2944180,8 104,3 2318304,5 78,7

 

 

 

 

Таблица 2.8 – Результаты участия муниципального образования г. Набережные Челны в республиканских программах за 2013-2014 гг.

Наименование 2013 г. 2014 г. Темп роста, % 2015 г. план Темп роста, %
Сумма привлеченных средств из республиканского бюджета, тыс. руб. 671231,1 2192572,2 в 3,3 раза 1729331,5 78,8

 

Таблица 2.9 – Сравнительная таблица по участию муниципального образования г. Набережные Челны в республиканских и федеральных программах за 2013‑2014 гг.

Наименование 2013 г. 2014 г. Темп роста, % 2015 г. план Темп роста, %
Всего в т. ч. Всего в т. ч. Всего в т. ч.
РФ РТ РФ РТ РФ РТ
Сумма привлеченных средств из федерального республиканского бюджета, млн. руб. 3494,9 2823,6 671,2 5136,8 2944,2 2192,6 147,0 4047,6 2318,3 1729,3 79,0

 

В 2014 году в г. Набережные Челны число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения составило 457,1 ед., что на 53,4 ед. меньше, чем в 2013 г. С начала 2014 г. в городе прекратили свою деятельность 3,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, количество экономически активных малых предприятий сократилось на 1,8 тыс. ед., или на 20,0% к 2013 году.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 27,1% в 2014 г. На основании планируемых значений на 3-х летний период данный показатель сохранится на уровне 27,2% в 2015 г., 27,5% ‑ в 2016 г. и 27,8% ‑ в 2017 г.

Предприниматели активно участвуют в программах Министерства экономики РТ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2014 г. поддержка была оказана 54 предприятиям на сумму 78,6 млн. руб.

Таблица 2.10 – Показатели эффективности развития малого и среднего предпринимательства в МО г. Набережные Челны

№ п/п Наименование показателя, единица измерения 2014 г. 2015 г. план 2016 г. план
1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения, единиц 457,1 457,1 460,6
2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, процентов 27,1 27,2 27,5
3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей 30 149,0 32 390,0 33 086,0
4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета МО (без учета субвенций), % 33,8 36,2 38,7
5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района), % 39,0 39,0 39,0

 

Город Набережные Челны является центром проекта «Камский инновационный территориально-производственный кластер «ИННОКАМ». Одно из подразделений, Камский центр кластерного развития, создано с целью развития машиностроительного и it-кластеров. Для повышения грамотности предпринимателей реализуется проект