Суббота, 20 апреля 2024 / рус тат / обычная версия
Мы в социальных сетях

2.3.3.3 Социальное предпринимательство

2.3.3.3.1 Анализ законодательной базы по поддержке социального предпринимательства и ремесленной деятельности

Законодательно закрепленное определение понятия «социальное предпринимательство» в России на текущий момент отсутствует, но при этом существуют нормативно-правовые акты, определяющие рамки принадлежности хозяйствующих субъектов к социальным предпринимателям. К ним относится:

1. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (Зарегистрирован в Минюсте России 07.05.2015 № 37164), в котором под субъектами социального предпринимательства понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Отнесение социальных предпринимателей к субъектам малого и среднего бизнеса позволяет в части поддержки опираться на Федеральный закон N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в «Статье 16. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность».

3. В настоящее время в Комитете Совета Федерации по социальным вопросам находится на рассмотрении Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором под социальным предпринимательством понимается социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и при осуществлении которой выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) обеспечивается занятость инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и иных лиц, признаваемых находящимися в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что среднесписочная численность работников, относящихся к указанным категориям граждан, рассчитанная в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, составляет не менее 50% от числа всех работников субъекта малого или среднего предпринимательства, а их доля в фонде оплаты труда работников составляет не менее 25%;

2) в качестве основного вида экономической деятельности осуществляются следующие виды деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), выручка от осуществления которых без учета налога на добавленную стоимость составляет не менее 70%:

а) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству граждан, включая содействие самозанятости;

б) социальное обслуживание населения, физической культуры и массового спорта, образования, в том числе проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, центрах детского и молодежного научно-технического творчества;

в) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

г) обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные и творческие мастерские, кружки, студии, просветительская деятельность, не являющаяся дополнительным образованием);

д) предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

е) содействие социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом).

4. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также другие законодательные и нормативно-правовые федеральные, региональные и муниципальные акты, регулирующие деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе НКО.

С учетом обозначенных условий под социальным предпринимательством можно понимать предпринимательскую деятельность, нацеленную на смягчение или решение социальных проблем, характеризующуюся следующими основными признаками:

Социальное воздействие — целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, позитивные измеримые социальные результаты;

Инновации — применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

Самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

Масштабируемость и тиражируемость — увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

Предпринимательский подход — способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

 


 

2.3.3.3.2 Социальное предпринимательство как инструмент решения социальных проблем города

Социальные предприниматели сочетают новаторские взгляды, возможности и ресурсы, имеющиеся в их распоряжении, и природную смелость для преобразования различных сфер деятельности – здравоохранения, трудоустройства, образования, защиты окружающей среды, обеспечения жильем, технологий. У бизнес- и социальных предпринимателей есть общие черты, такие как готовность рисковать, умение использовать ситуацию на рынке, способность уйти от узкого понимания бизнеса как коммерции и мобилизовать разрозненные ресурсы для достижения главной цели. Экономист Йозеф Шумпетер назвал бизнес-предпринимателей «агентами изменений в экономике»: находя новые рынки или создавая новые способы ведения дел, они двигают экономику вперед. Социальные предприниматели являются агентами изменений в социальной сфере. В отличие от бизнес-предпринимателей, мерой их успеха является не прибыль, а улучшение жизни людей, которых затрагивает их деятельность.

Социальные предприниматели осуществляют свои инициативы как через коммерческие, так и через некоммерческие организации. Выбор типа организации выражает их понимание теории изменений. Большинство социальных предприятий являются гибридными организациями. Иными словами, они работают как бизнес-предприятия и могут стремиться к получению прибыли, однако первостепенная их цель – содействие социальным изменениям. В типологию социальных предприятий входят (рис. 2.141):

-         Встроенные: бизнес-деятельность организована специально и непосредственно для реализации социальной ценности;

-         Интегрированные: бизнес-деятельность частично направлена на реализацию социальной миссии и является механизмом финансовой поддержки социальной программы;

Экстернализированные: бизнес-деятельность не связана с социальной миссией организации.

Рисунок 2.141 – Типология социальных предприятий по отношению к социальной миссии (по Альтер Ким, адаптированная к российским условиям)

Каждый из типов можно реализовывать в рамках представленной классификации бизнес-моделей (таблица 2.86).

При этом следует отметить, что социальные предприятия могут быть созданы как в рамках конкретной бизнес-модели, так и в гибридных модификациях. В свою очередь бизнес-модель социального предприятия может реализовываться через создание встроенного, интегрированного, экстернализированного типа социального предприятия.


 

Таблица 2.86 ‑ Классификация бизнес-моделей социальных предприятий (СП)

1. Бизнес и общество 2. Бизнес и образование 3. Бизнес и бизнес 4. Бизнес и муниципалитет
1.1. Бизнес, ориентированный на оказание услуг социально-незащищенным слоям населения 2.1. Бизнес, ориентированный на самоопределение подростков и молодежи в создании и реализации социальной инициативы 3.1. Бизнес, ориентированный на оказание услуг социальным предприятиям 4.1. Долгосрочное взаимодействие СП и муниципалитета в рамках реализации муниципального заказа
1.2. Бизнес, ориентированный на привлечение к труду социально-незащищенных слоев населения 2.2. Бизнес, ориентированный на подготовку специалистов в области СП 3.2. Бизнес, ориентированный на поддержку и развитие СП 4.2. Долгосрочное взаимодействие бизнеса и государства через систему закупок у СП
1.3. Бизнес, ориентированный на решение признанных обществом социальных проблем 2.3. Бизнес, ориентированный на переподготовку и повышение квалификации среди социальных предпринимателей 3.3. Бизнес, ориентированный на создание новых социальных предприятий 4.3.Создание СП через иные формы МЧП (имущественная поддержка и др.)

2.3.3.3.3 Ключевые направления развития социального предпринимательства для решения городских проблем.

Примеры социальных предприятий:

1.         Спортзал для людей с ограниченными возможностями (встроенный тип).

2.         Хлебопекарня «Шильна-Хлеб» г. Набережные Челны: трудоустройство многодетных родителей и инвалидов (интегрированный тип).

3.         Центр раннего развития «Беби-клуб» г. Набережные Челны: качественное дошкольное образование (встроенный тип); производство строительных материалов из вторсырья.

4.         Предприятие, обучающее социальным технологиям, а также временным трудоустройством: «Школа фермеров» в Пермском крае (интегрированный тип).

5.         Бизнес-единицы при вузах: бизнес-инкубаторы, учебно-производственные комбинаты (экстернализированный тип).

6.         «Городская школа социального предпринимательства»: образовательные курсы в области инновационных социальных технологий (встроенный тип).

7.         Центр консалтинга и аутсорсинга при Фонде «Наше будущее» (интегрированный тип).

8.         Информационный портал о социальных предпринимателях города (встроенный тип).

9.         Финансово-устойчивый хозяйствующий субъект выделяет финансовые средства на создание фермерского хозяйства на базе семейного детского дома (экстернализированный тип).

10.     Обслуживание на дому социально незащищенных групп населения (встроенный тип).

11.     Предприятие по производству экологически чистых игрушек для детских садов (встроенный тип).

12.     Предоставление муниципальной собственности на льготных условиях под дошкольное учреждение (встроенный тип).

По данным маркетинговых исследований ключевыми городскими проблемами являются миграционный отток; система здравоохранения; занятость и социальная защита; культура и спорт; низкие доходы населения; экология; система образования. Посредством социального предпринимательства указанные проблемы возможно решать комплексно, это уникальный инструмент, который необходимо системно поддерживать.

В России в настоящее время действуют сотни социальных предприятий. Приведем примеры некоторых из них.

1.         Музей занимательных наук «Реактор», год основания – 2013, г. Пенза и Пензенская область

Музей занимательных наук «Реактор», основанный на принципе эдьютейнмента, включает в себя интерактивную экспозицию из более 20 экспонатов, состоящую из основного пространства и зоны шоу и мастер-классов. Здесь каждый житель Пензенской области может изучить в действии законы физики, химии и других наук, получить всю необходимую информацию в интересующих его областях знаний (в том числе и знаний об инновационной инфраструктуре региона) и применить ее на практике. Этот проект создает у посетителей-школьников устойчивую мотивацию для изучения дисциплин естественно-научного цикла, а у более старшего поколения позволяет развить один из самых важных навыков для успешного человека – проактивность (способность действовать вне зависимости от условий и обстоятельств, в данном случае вызванных проживанием вдали от столицы и других крупных административных центров). За год работы (с 13 ноября 2013 г.) Музей занимательных наук «Реактор» стал своеобразной визиткой для гостей Пензенской области, как пример положительного опыта организации социального предпринимательства и яркий представитель инновационной инфраструктуры региона.

2.         Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», год основания – 2008, г. Коломна

Музей «Коломенская пастила» представляет собой новый тип музея: сохраняющего и предъявляющего нематериальное наследие, нечто эфемерное и ускользающее — вкусы, запахи, культуру бытования, манеру говорить. Создатели музея отреставрировали фабрику и восстановили производство натуральной пастилы по старинным рецептам.

Создание Музейной фабрики пастилы решает проблему оживления исторического центра Коломны. Новый музей повышает качество жизни на Коломенском посаде посредством благоустройства его территории (восстановления исторического ландшафта, создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения); создания новых рабочих мест для приложения сил местного населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями (12 мест для работников сферы культуры и 15 мест для работников кондитерского производства и сферы обслуживания); стимулирования развития местных приусадебных хозяйств (для производства пастилы используются местные яблоки и ягоды); появления у горожан чувства гордости за малую Родину. Хотя «музейные» налоговые поступления нельзя назвать большими, мультипликативный эффект от одного рабочего места, созданного в сфере туризма, заключается в появлении четырёх рабочих мест в смежных инфраструктурах города (гостиничной, общественного питания, транспортной, инженерной).

3.         ООО «Республика», год основания – 2014

Почему прохожий на улице внезапно потерял сознание? Почему человек стал задыхаться и опух? Для людей с сильной аллергией, диабетом или эпилепсией важно в критический момент быстро донести информацию о своем заболевании до окружающих. Это можно сделать с помощью браслета, кулона или брелока. Такие идентификаторы практичны, они часто выглядят современно и красиво, но самое главное — они дают знать окружающим, в чем нуждается человек (или чего не следует делать ни в коем случае).

Решаемая социальная проблема: браслет помощи может спасти жизнь человеку и облегчить работу медицинских работников, предоставив мгновенный доступ к медицинской и иной информации об обладателе браслета. QR-код нанесенный на браслет, может содержать информацию как медицинского характера (группа крови, наличие аллергических реакций на отдельные медикаменты, номер медицинского страхового свидетельства и т.д.), так и иные сведения об обладателе именного QR-кода. Информация доступна круглосуточно посредством мгновенной расшифровки QR-кода с помощью телефона (смартфона) или звонком с любого типа телефона в службу поддержки.

4.         Профориентационный проект «Навигатум», год основания – 2011

Целью проекта «Навигатум» является разработка и создание высококачественных игровых образовательных материалов по профориентации и самоопределению – для малышей, школьников, взрослых. Результатами работы являются образовательные анимационные материалы (мультфильмы) о профессиях и труде, комиксы, настольные и компьютерные игры, которые лежат в основе методической программы и сценариев профориентационных занятий. Разрабатывается специальная игровая развивающая среда по профессиям и отраслям для малышей (детских садов). Все созданные материалы проходят проверки и экспертизу ведущими российскими профориентологами и психологами. Благодаря партнерам организации, цены на образовательные материалы для учебных учреждений составляют не более 10%. Особое направление: создание специальных адаптаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (тифлокомментарии для слабовидящих детей; субтитрование для слабослышащих, адаптированные материалы по профориентации для коррекционных школ 8-го вида). Для взрослых разработаны материалы для психологической поддержки, адаптации и мотивации. Материалы предназначаются для психологов, проводящих групповые или индивидуальные задания. Анимационные притчи, комплексы упражнений по борьбе со стрессами, страхами, тревогами. В проекте «Навигатум» участвует большое количество разработчиков и педагогов-волонтёров по всей России, тестирующих образовательные материалы «Навигатум». Приглашаются школы, детские центры, детские сады, учреждения дополнительного образования, школьных психологов, детские дома для проведения уроков на базе профориентационных материалов проекта.

5.         Сад в городе, год основания – 2011

Благотворительный фонд садовой терапии «Сад в городе» привлекает средства на строительство сенсорных садов и садов терапии, разрабатывает методики экотерапии для детей и взрослых. Основной проект Фонда – сенсорный сад-конструктор, представляющий собой мобильный сад для городского озеленения, состоящий из модулей сенсорного маршрута и столов для выращивания растений. Сенсорный сад гармонизирует физическое и психическое состояние человека через вовлечение в деятельность внутри сенсорно обогащенной природной среды.

Решаемая социальная проблема: дать всем людям возможность испытать спектр природных ощущений, которые в городе перестали быть доступны человеку, но необходимы ему с детства (для правильного развития) и во взрослом состоянии (для снятия стресса). Проведена работа по анализу и практическому применению методик садовой терапии, разработана модел