Пятница, 22 ноября 2024 / рус тат / обычная версия

Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым. Сегодня в городе Набережные Челны проживают представители более 80 национальностей, организованы и действуют 22 национально-культурные общины. Их деятельность в первую очередь направлена на решение проблем возрождения и развития языка, культуры, традиций и обычаев своих народов. Набережные Челны город молодой - здесь более 100 тысяч детей, из них около 20 тысяч - студенты. Набережные Челны и прилегающий к нему парк-заповедник "Нижняя Кама", расположенный неподалеку от города Елабуга, являются одним из перспективных центров развития туризма. 

Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы. 
Самые первые письменные упоминания относятся к  более позднему периоду. Свод булгарских летописей Бахши Имана "Джагфар Тарихы" 1680 года сообщает об основании города Яр Чаллы в 1172 году (том 1, стр. 317) по инициативе муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда Кул Гали (автора поэмы "Сказание о Иусуфе")  и о превращении его в XIV-XV веках в крупный булгарский город и центр Ярской ("Побережной") области ("стороны") Булгарского царства. 
На картах итальянских купцов - братьев Франсиско и Доменико Пицигано 1367г. и Каталонского атласа 1375г. город Набережные Челны также отмечен как Жар (в казанском диалекте булгарского языка слово "Яр" произносится в форме "Жар").  

В период Волжско-Камской Булгарии современная территория Набережных Челнов и Тукаевского района входила в состав этого государства. Это подтверждают археологические находки, многочисленные остатки булгарской керамики второй половины XIV века, найденные при раскопках на Элеваторной горе в 1992году. Для определения более точной даты основания города требуется проведение ряда экспертиз и научных разработок.
По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась "община из новых крестьян елабужан" во главе с Федором Поповым. В том же году "Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома". Поселение, основанное в 1626г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.

Еще историки XIX века отмечали часто встречавшееся в Уфимском крае тюркское происхождение названий некоторых русских сел. Эти названия вели свое начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названий речек, на берегах которых появлялись села и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы» означало огороженное каменной постройкой место – крепость.
По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в т.ч. Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок - для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей.
Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек - Челнинки, Мелекеса, Шильны. В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все пойменные луга оказались затопленными в результате образования Нижнекамского водохранилища.
Богата была местность и озерами. На большинстве из них гнездилась промысловая дичь. Здесь же ловили рыбу. В настоящее время большинство озер либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены.

Огромное богатство составляли леса. Еще 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса - Большой и Малый Бор под Елабугой, а также т.н. "корабельные рощи", встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII-XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с.Боровецкого и д.Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.

В настоящее время на месте Боровецкой рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки "перешагнула" на левый, лесостепной берег Камы. Ведь главная достопримечательность Кзыл-Тау - это красавица пихта. Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама".

В начале ХХ века Бережные Челны представляют собой большое и богатое торговое село. Наиболее важной частью была улица Дворянская (ныне Центральная). Эта старинная улица обозначена на планах середины и конца 19 века. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск. Дома на Центральной улице деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Улица Дворянская стала главной улицей села, на которой находились конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев.

К этому времени в Бережных Челнах находилась самая крупная пристань на реке Кама, церковь Никольская, училище, мельница, 18 лавок.

Население в 1847г. - 1726 человек. Основным населением Набережных Челнов были русские и татары. В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Бережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80% хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома "И.Г.Стахеев и сыновья", "Братья Халфины", В.Г.Стахеева "Наследники", "Бушмакин с сыновьями", Камско-Вятское торговое товарищество и др.

Символом города стал крупнейший в России речной элеватор емкостью 2 млн. пудов хлеба. Построен под руководством иностранных фирм и специалистов в 1914-1917 гг. на средства Государственного банка России. В эксплуатацию объект был принят в 1917 году. Построенное на крутом речном откосе, здание словно стекает величественными объемами к реке. И ныне продолжающий действовать Челнинский элеватор является памятником истории и архитектуры.На берегу реки Камы в сосновом бору сохранилась дача купца Д.И.Стахеева с кумысолечебницей, построенная в 1908-1909гг. Здесь находится санаторий, принадлежавший Бондюжскому заводу, позже Татарскому совету профсоюзов, затем КамАЗу. В конце 1991 года на здании административного корпуса противотуберкулезного санатория открыт мемориальный знак. В соответствии с законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" решением исполкома Комсомольского райсовета от 22 августа 1990 года санаторий "Тарловский" отнесен к категории недвижимых памятников истории местного значения.

Мысовые Челны и слобода Бережная с первых десятилетий своего существования становятся торгово-ремесленными поселениями. Здесь люди занимались рыболовством, переработкой дерева, пушным промыслом, бурлачили на купеческих речных караванах. Во второй половине XIX века Бережные Челны постепенно превращаются в торговый и деловой центр на Нижней Каме.
Советская власть в крае устанавливается мирным путем. 14 ноября 1917 г. в Мензелинске создается ревком. В декабре в Набережных Челнах был избран сельский, а вскоре и районный Совет из шести волостей.

Выгодное географическое положение, сосредоточие в этих местах запасов хлеба и другого продовольствия привело к тому, что в гражданскую войну здесь проходили ожесточенные бои между частями Красной и Белой армии. В период военных действий с белочехами (1918г.), армией адмирала Колчака (1919 г.) завоевания советской власти отстаивали бойцы и командиры Восточного фронта, Волжско-Камская военная флотилия, партизанский отряд московских рабочих во главе с уполномоченным ВЦИК И.С. Кожевниковым; прославленные полководцы В.И.Чапаев, М.Н.Тухачевский, В.И.Чуйков, В.М.Азин, Ф.Ф.Раскольников, испытанные большевики С.И.Гусев, П.К.Штернберг, Н.Г.Маркин, Л.М.Рейснер, матрос-писатель В.М.Вишневский.

10.jpg

С 1921-1930 гг. Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район.
Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9 300 человек.
Из промышленных предприятий были 31 мельница, различные артели, лесозавод "Республиканец", действовали артели "Победа", "Красная заря", "Металлист".

В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу страны. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8,5 тысяч не вернулись обратно. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских дома, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району. На базе Тарловского санатория развернут эвакогоспиталь №4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены звания "Герой Советского Союза", а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Более 2800 человек были награждены орденами и медалями СССР.
В начале 1960-х гг. в городе началось строительство завода ячеистого бетона, Нижнекамской ГЭС, кирпичного завода. В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства "Камгэсэнергострой".
Население к 1969 году составило 35,5 тысяч человек. Район оставался сельскохозяйственным.

14 июля 1969г. в Набережные Челны приезжает госкомиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под КамАЗ.
В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью "Здесь будет построен Камский автомобильный батыр".
13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство КамАЗа.

Со строительством КамАЗа Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года "О мерах по строительству города Набережные Челны" началось и строительство нового города на берегу реки Кама.
Первенец КамАЗа - РИЗ - вступил в строй в 1973 году.
16 февраля 1976 год заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме. Был сдан КамАЗ 0000001 модель 5320 “седельный тягач”.
8 августа 1978 год - с главного конвейера сошел 50-тысячный автомобиль.
10 июня 1979 года - КамАЗ № 100000.
18 октября 1988 год - собран миллионный автомобиль.
10 августа 1993 год - выпущен полуторамиллионный "КамАЗ".
В конце февраля 1974 г. был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 инофирм: американские "Свинделл-Дреслер", "Холкрофт"; германские "Буш", "Хюллер"; итальянские "Морандо", "Фата"; французский "Рено"; шведский "Сандвик"; японские "Камацу", "Хитачи".

Подготовлено Музеем истории города.


Четверг, 3 октября 2024, 12:58